Ящик Пандоры

Материал из База знаний Абаканского клуба спелеологов
Версия от 11:33, 3 августа 2017; Павел Гриднев (обсуждение | вклад) (Спортивно-техническое описание)

Перейти к: навигация, поиск

Высота входа 690м
Дата изменения 2010

Описание

На настоящий момент ведется съемка пещеры. Инициатор И.Н.Бурмак, г. Красноярск. Желающие принять участие или ознакомиться с результатами съемки могут скачать файлы Survex здесь Файл:B1a1-Yashik.zip( 1.пикетажка 2.скомпелированный файл пещеры 3. пикетажка поверхности.)

Важная информация

« Внимание всем, кто хочет посетить Ящик Пандоры. Вчера при прохождении пещеры подвинулся камень на входе в "Кэмп-Дэвид", там где щлямбурный крюк(если смотреть на шлямбур, то сдвинутый камень сразу за спиной будет), будьте предельно осторожны!
Андрей Шипицын

Карты

Новая карта (Сухачев В., Бурмак И.) : Файл:Б1а-01-Pandora p.pdf

Спортивно-техническое описание

Вход в пещеру

У входа в пещеру мемориальная таблички Агеева Андрея из НГУ и Павла Галкина. Пещера начинается входным гротом "Широкий". Грот большой, сухой, световой. В нём репер Rn0. Есть место для базы в самом дальнем конце грота: сухая ровная площадка.

Верхний этаж

В самой низкой части грота "Широкий", под левую стенку идёт ход, приводящий в "Клешню" – восходящая система небольших, уходящих под этот же завал гротиков. От входа в "Клешню" вниз начинается крутая катушка. Можно сделать навеску здесь за шлямбурные крючья на камне у выхода из Пылесоса. Перед вертикальным уступом спуск можно разбить. Еще один шлямбурный крюк. На весь спуск верёвки 35м. Спуск камнепадный. Катушка приводит в большой грот "Синдибобель", справа на стене репер Rn1.

На юго-восток, параллельно входной галерее, отходят ещё две восходящие галереи: "Неглинка" и "Мясоедовская", метров через 12 есть соединяющий их проход. Далее "Неглинка" кончается, а "Мясоедовская" продолжается ещё метров 70, тут встречается натёчка и пара симпатичных сталагнатов. Галерея заканчивается калибром, выводящим в небольшой грот "Дока Лена" (выше входа на 10м). Из "Синдибобеля" вниз, под левую стенку (если стоять спиной к навеске) вход в "Кэмп-Дэвид". Почти над ним, чуть правее, есть проход вверх по завалу. Здесь надо подняться в распоре на большую глыбу и повесить верёвку 5м (+6м на навеску вокруг глыбы). (На 27.08.2000 здесь висела хорошая толстая верёвка с узлами). Это вход в грот "Ай-яй-яй". Держась левой стены, попадаем в короткий ход к большому гроту "Тармазин", между стенами грота заклинена огромная глыба. Из "Ай-яй-яй" правее входа в "Тармазин" есть ход вверх по завалу, приводящий в грот "Мансарда" и далее в грот "Скворечник".

Нижний этаж

Синяя гусеница

Вход в "Кэмп-Дэвид" – щель между стеной и глыбовым завалом. После "Кэмп-Дэвида" наклонная галерея метров 10, по которой поднимаемся на балкон грота Маракетов – здоровый вертикальный разлом. Вправо по полочке и вниз по стенке 5м (можно для подстраховки повесить верёвку 10м за шлямбурный крюк справа) выходим на большую полку. Отсюда начинается катушка 15м; навеска за глыбу, лучше 25м. В северной части грота через щель между камнями и сводом можно спуститься в грот "Бочка", полузаваленный глыбами. После спуска в Маракетов грот, направо попадаем к катушке в грот "Сатурн". Отсюда вверх ход в грот "Мыльных пузырей". Спуск в "Сатурн" по катушке 12м, навеска за два шлямбурных крюка справа над колодцем. После спуска на правой стене репер Rn2 (и табличка "Ячейка не работает"). Под ним начинается ход в небольшой грот "Бусуки". В дальнем конце грота "Сатурн" восходящая галерея "Дерибасовская". В "Бусуках" надо двигаться вниз, держась лево. Далее попадается наклонный камень, по которому легко съезжать вниз, но трудно подниматься обратно. Потом ход приводит к высокой, но узкой вертикальной щели. Это "Синяя гусеница" (табличка "Негабаритное место"). После "Синей гусеницы" встречается стеночка, по которой легко съехать вниз, обратно сложнее. Попадаем к гроту "Камбала". Тут на потолке репер Rn3. Чтобы попасть в "Камбалу", нужно немного подняться, перелезть через гребень. Грот большой, плоский, наклонный вперёд. Собственно в "Камбалу" заходить не надо. От репера, держась левой стенки, через узкий вход попадаем в систему ходов "Катаклизма". Здесь, оставляя два отвеса справа, идём в самый низ. Уступ 2м приводит в небольшой гротик с репером Rn4. Под ним начинается узкий ход, приводящий к глыбе, за которую делается навеска на колодец "Белый слон" (2x25м) Рекомендую использовать глыбу для закрепления перил и дублирования шлямбурного крюка на потолке. Не смотря на прочный вид, стены верха колодца достаточно плохие. Катушка переходит в колодец. Для скорости подъема и обвода трения об край катушки спуск лучше разбить. На противоположенной стене вертикального колодца - шлямбурный крюк.. Со дна колодца вверх катушка на перемычку к колодцу "Бешеный" (навеска на верху в правой части колодца шлямбур, затем перила на перегиб, на перегибе 2 шлямбура, спуск вниз. На всю навеску 40 метров.), со дна колодца можно выйти в грот "Черепаха". Однако более простой путь – со дна "Белого Слона" вниз в завале ход "Подростковый", держась левой стороны. В одном месте надо подняться по промытой щели вверх 5м, и сразу вниз. После этого поднимаемся вверх по глиняной катушке к узкому промытому ходу, дно которого заполнено липкой глиной (ход "им. М.И. Глинки"). Нисходящий ход приводит в большую галерею "Богом забытые".

Дно

Ход направо выводит через ровную площадку (место для базы) в параллельную галерею с водой. Уровень воды во всех озёрах пещеры связан с уровнем внешней реки и меняется на 0.5м в зависимости от времени года. Налево по параллельной галерее приходим к реперу Rn7. Отсюда направо идёт ход, через калибр выводящий в галерею "Храмовую". Направо по галерее вверх по камням выходим в грот "Черепаха" (репер Rn5). От тура в "Черепахе" на юг по выбитой стрелке попадаем в грот Раманский. От него на юг уходит галерея, в конечном итоге приводящая к озеру "Изумрудное". За "Изумрудным" на юг система "Рашпиль", также от озера ходы на запад и на восток. От репера Rn7 на северо-восток узкий ход выводит в конец галереи "Богом забытые" и далее на второй сифон (галерея шириной 1.5-2м и высотой 4м полого уходит под воду). В восточной части "Богом забытых" можно пройти по левой (северной) стене, далее по трещинному ходу с водой на дне, проползти по ходу 30м, потом низкий и широкий грот, из него 3м на северо-запад в узкую наклонную щель, за ней первый сифон. Если двигаться по "Богом забытым" от выхода из "хода Глинки" на северо-восток, налево уходит галерея "Невский проспект". На входе справа репер Rn8. Галерея приводит к озеру "Длинное". Озеро в высоком вертикальном разломе; узкое, но глубокое.

« В январе 2009 года группой из Томска были навешаны новые троллейные тросы и убраны старые троллеи. Навешано очень не плохо, трос большого диаметра, перестежки удобные, трения о скалы мало, на мой взгляд, если еще разбить в 2-3 местах троллеи то можно будет исключить трение троса об скалу полностью, и если при движении по ним всегда использовать ролики - то навеска будет просто вечной. При движении по тролеям теперь нужны обвязка с двумя усами и ролик (на крайний случай стальной карабин), на руках пройти физически тяжело. Большое спасибо Томичам за хорошую навеску.
дополнение Гриднева, 2009 год
Троллея через Длинное

В расширении озера тропа раздваивается.

Левая система

Дальше продолжение "Невского проспекта", выходим к озеру "Безымянное". Перед озером круто вправо, почти назад, ответвление: ход "Макаронный". Ход оставляет слева озерко, поворачивает налево, справа глухое озеро, ещё поворот налево, дальше ход метров через 50 заканчивается. Озеро "Безымянное" достаточно широкое, по нему можно рассекать на резиновой лодке. Но по левой стенке есть тросовая троллея, так же пробитая Томичами (дополнение Гриднева, 2009 год). После озера выходим в поперечную галерею к реперу Rn9, справа на глыбе. В противоположной стене, левее Rn9 вход в галерею на третий сифон. От репера налево большой широкий грот "Вермутский". Из него выход в ещё один безымянный ход, в нём вверх вправо по наклону, потом отвесик, опять наклон и непройденная труба, под ней вынос глины. Из "Вермутского" спуск под левую стенку (репер Rn10) приводит к "Таганке", слева остаётся тупиковый ход с большим количеством озёр. "Таганка" упирается в завал большой площади, здесь несколько тупиковых ходов. Направо от Rn9 по левой стенке подъём по живому завалу в грот "Ярузельского" (лежит автомобильная камера). Дальше немного вниз по завалу и начинается крутой подъём в "Чилкут". Камни везде живые, чистые, без глины и натечки. Самая верхняя часть левой системы – низкий завальный грот "Чилкут". Отсюда по левой стенке плоский ход вниз, переходящий в глинистую щель. Выходим в большой сильно вытянутый, наклонный вперёд грот "Северный" (15м x 60м x 25м). В самом низу, не слишком влево, плоский наклонный ход вниз, переходящий в горизонтальный блин. Выходим в последний грот "Северный полюс".

Правая система

С расширения "Длинного" озера вправо уходит веревка 12 мм. Дальше через лабиринт идёт путь к гроту "Кишколот". На камне репер Rn12. Из грота вверх по завалу вход в грот "Колизей" (70м x 50м x 10м) с грандиозным завалом наверху. В самой верхней части невысокий проход к гроту "Серый". Если пройти левой нижней частью "Колизея", то в самом низу спуск по камням к "Проспекту металлургов" (от репера Rn13 прямо). По "Проспекту металлургов" 80м до перекрёстка с "Пионерским проспектом" (репер Rn16), на восток через озеро по левому краю в систему "Четырёх костей". В конце её горизонтальная щель между просевшим блоком и потолком, из неё тяга воздуха. Налево от репера Rn13 ход к реперу Rn14, от него влево – грот "Утюг", вправо – грот "Смешной" (репер Rn15). "Перед гротом Смешной - еще один гротик, где на стене нецензурная надпись со стрелкой, смысл которой "А чего там смешного?". Из Смешного нужно нырять под репер, затем ход выводит к разлому, в узкой щели над которым - глубокое озеро. Путь проходит прямо над этой щелью - все просто. Затем поворот направо и узкий, низкий ползун. в его первой трети - прокопанный кем-то неизвестным ход влево вниз, который выводит в Веселые гуси (это не классический вход. Грот выше обычного, дно все завалено гравитационными отложениями, глины практически нет. Если двигаться по правой стене, то можно выйти к той узкой щели, из которой в него попадали раньше из Птеродактиля.Вход со стороны Птеродактиля характерен разноцветной породой (фото 1). Далее несколько параллельных ходов. Местами они довольно узкие. В одном месте - значок(фото 2), который примерно описывает схему этого места. Если двигаться далее по этому ходу, то он заканчивается тупиком, о чем говорит надпись при входе в него, но почти в самом конце - подныр влево вниз, и ход продолжается в том же направлении. Здесь встречается множество надписей 80-ых годов. и почти в самом конце на левой стене надпись Ипподром (фото 3). Обратный путь до гр. Тур (тур и треугольник на стене) тот же, а затем левым ходом выходим к новому входу в Веселые Гуси." В кавычках описание от Алексея Макунина г.Томск.

Дополнения от М.Копытова

« Вверх из "Пузырей" (это где висит наша старая 8-ка) выход в "Авоську",

по ней можно пройти и спуститься на галерейку-балкон перед МаракЕтовым (не МаракОтовым) :), в аккурат к уступчику из Кемп-Дэвида. Спуск примерно метра 23-24, в общем, нам полтинника как раз хватало сдвоить.

Кроме того, из Авоськи есть подъем в трубу Пти-Дрю (это практически над Сатурном). Отштурмовали - Длинный (Власенко), Костик Косицын и Валерка Смирнов году где-то в 83-84, была надежда подойти к поверхности и сотворить вертикальный вход с колодцем метров в 70-80, после чего обрушить покачественнее первоначальный, дабы отрезать хлынувших в пещеру совсем уж шлангов. Не получилось... Вообще-то, данное местечко любителям "полазить вверх" рекомендую. Ощущений доставит...))

Из перспективных, но потенциально опасных мест - вверх по завалу из "Колизея". Там должен быть очень большой объем (из которого это завал и вывалился) на отметках примерно -100-110 м относительно входа. Кусочки этого уровня: Звездопадная (это название Великан дал не самой трубе, а небольшой, метров 500, горизонтальной системке после нее, на план ее не выносили - расположена примерно над Романовской), верх Баданги, КатаклизЬма (именно так, с мягким знаком).

Михаил Копытов, 11.11.2009

Дополнения от А. Макунина

« Как найти вход в Бородинскую систему: Стоя спиной к стене там где пол грота Колизей

спускается к реперу 13, пройти 15-20 метров вверх по левую руку. Найти камень ромбом. Вход под ним. Спуск в одном месте узкий. Все логично.

На обратном пути встречается отсадка. На выход - в нижний ход, верхний - весь тупиковый.

В дальней части система озер. Часть можно перейти. Время прохождения Колизей-Колизей 1-1,5 часа

Алексей Макунин, июнь 2017

Список реперов

Тропа к пещере
Rn0 – грот "Широкий", на левой стене. Rn1 – грот "Синдибобель", на правой стене.
Rn2 – грот "Сатурн", на правой стене, над входом в "Бусуки".
Rn3 – на потолке над входом в грот "Камбала"; налево в лабиринт "Катаклизма".
Rn4 – нижняя часть "Катаклизмы", над входом к "Белому слону".
Rn5 – грот "Черепаха", возле развилки в галерею "Храмовую" и на север в грот "Раманский"; на развилке тур и стрелка.
Rn6 – начало "Изумрудного" озера, на правой стороне.
Rn7 – на кольцующейся развилке, в калибре через галерею "Богом забытые" на стене.
Rn8 – вход на "Невский проспект", справа вверху.
Rn9 – выход из "Невского проспекта" в "Вермутский", на камне.
Rn10 – "Таганка".
Rn11 – грот "Северный", на левой стенке.
Rn12 – грот "Кишколот", на камне.
Rn13 – грот "Колизей", на потолке над входом на "Проспект металлургов".
Rn14 – развилка "Утюг" – "Смешной".
Rn15 – в конце грота "Смешной".
Rn16 – перекрёсток: "Проспект металлургов", система "Четырёх костей" – "Пионерский проспект", четвёртый сифон.

Описание взято с сайта Спелеокоманды Новосибирских Диггеров. Автор Д.Баджаков с редакцией Д.Шварц.

В настоящий момент в пещере ведутся работы по новой топосъемке пещеры. Инициатором является И.Н.Бурмак, г. Красноярск.

Пещеры участка
Сыйско-Ефремкинский 4-й фронтАрхеологическаяАрхимедов ПровалБерлогаВиноградовскаяЗаначкаЗападняКИПКашкулакскаяКашкулакская IIКирилловскаяКозья ЯмаКоммунаровскаяКрестКрутаяМешокМиртовскаяМишкина ямаМышинаяНадюшаНаходкаОленьяОхотничьяПетуховскаяПионерскаяПроскуряковаСоседняяТахзасскаяТоннельУ БерлогиФишкаХолоднаяЦиркуль
Салаиро-Кузнецкая спелеопровинцияКузнецкого Алатау и Горной Шории cпелеообласть
Батеневский БиджинскийЕрбинскийСагархаинскийСонский
Июсский ВерхнеиюсскийСаралинскийСыйско-ЕфремкинскийТуим-УленьскийХаратасский
Кузнецкий Аскизский: КискачинскийНемирскийПортал-ХабзасскийСырский(БазинскийБейкский);

Верхнетомский: БалыксинскийБискамжинскийТейскийТеренсугскийШорский

Прочие
Прочие Прочие

Правила посещения пещеры

Экосистема пещер очень ранима. Каждое посещение наносит непоправимый вред пещере. По этому убедительно просим соблюдать эти правила:
1.Из пещеры ничего выносить нельзя!
В пещере встречаются интересные натечные образования. Сталактиты, сталагмиты, гелектиты, кораллиты итд. На их создание природа потратила десятки тысяч лет. Сломать натек значит испортить пещеру навсегда, и следующие посетители уже не увидят ее во всей красе.
2.Нельзя ничего оставлять из принесенного Вами!
Во время посещения пещеры может появляться мусор, который нужно будет вынести за собой на поверхность. Мусор может быть неорганический (банки, батарейки итд) и органический (крошки, порванные нитяные перчатки, фантики и тд). Если этот мусор будет оставлен в пещере, то неорганический мусор будет лежать в ней столетиями, захламляя пещеру, а органический обрастать плесенью и выделять неприятный запах, распространять болезнетворные бактерии. По этому продумывайте еще на поверхности что можно брать в пещеру, а что не стОит. Приготовьтесь выносить мусор за собой, подготовьте специальный мешок. Попутно забрав на верх чужой мусор, Вы сможете сделать доброе дело. И еще, сходите в туалет на поверхности, а не в пещере.
3.Оставляйте минимум следов, и уж, тем более, не пишите на стенах!
Пройти по пещере не оставив никаких следов невозможно, но нужно стремиться их минимизировать. Не трогайте натеки руками. Во-первых вы можете случайно их испортить, а во-вторых вы оставите на них грязные следы, чем испортите их внешний вид. Не ходите по белому. В пещере исследуется всё, и если Вы не видите следов в какой-то ход, это еще не значит что там никого не было. Возможно, исследователи обошли с другой стороны, или использовали какие то приспособления, что бы не испортить натеки. Не оставляйте метки на стенах. Они никому не пригодятся, даже Вам, а только испортят внешний вид стен. Если вы боитесь заблудиться, то позовите с собой человека, который знает эту пещеру. В крайнем случае, существуют способы ориентирования по установленным бумажным маркам, которые собираются при возвращении.
4.Не используйте ничего, что выделяет дым и старайтесь не использовать источники тепла.
К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые идут в пещеры при факелах. Это апофеоз варварства. От дыма на стенах появляется толстый слой сажи, который не только портит внешний вид, но и разрушает натеки. Страдают пещерные флора и фауна. Пещеры плохо проветриваются, и потому накапливаются газы от горения, которые могут привести к отравлению и даже к смерти. В меньшей степени, но так же вредно тепло. Оно, конечно, не приведет к отравлению, но так же разрушает натеки и вредно сказывается на подземном живом мире. Используйте электрический свет, избегайте готовки пищи в пещере, а если это не возможно, то готовьте на газу или других бездымных источниках тепла.
5.Не беспокойте пещерных животных.
Флора и фауна пещер очень ранима. Встречаются животные, которые живут только в пещере (пауки, многоножки итд) и те, которые часть времени проводят в ней (летуче мыши, комары итд). Летучие мыши во время зимовки спят в пещерах. К сожалению, их жизненной энергии хватает только на то, чтобы уснуть осенью и проснуться весной. Если разбудить мышь зимой, то она обязательно умрет. Не шумите в пещере, не трогайте животных руками.
6.Бережно относитесь к подземным водоемам.
Пещеры являются природными водотоками. Необходимо соблюдать санитарный режим в Ваших интересах и интересах людей, берущих воду ниже расположения пещеры. Не мойте посуду в пещере (вытирайте ее туалетной бумагой, потом заберете ее на верх), нельзя чистить зубы пастой и умываться с мылом.